Межрайонная ИФНС России №2 по РХ предлагает налогоплательщикам, которые ещё представляют отчетность на бумаге, перейти на бесконтактную технологию представления отчетности в налоговые инспекции в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Направлять налоговую и бухгалтерскую отчетность по ТКС позволяет статья 80 Налогового кодекса РФ. Основой для построения всей системы электронной документации является Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Документ в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП), приобретает статус оригинала, то есть имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ с печатью и подписью.
Рассмотрим наиболее актуальные вопросы по подключению налогоплательщика к ТКС.
Первый вопрос, который изначально возникает: как подключится к системе электронной сдачи отчётности по ТКС и что для этого нужно?
Для перехода на любую безбумажную технологию необходим компьютер и выход в Интернет. Следующий шаг - это заключение договора с оператором связи, который обеспечивает связь с налоговой инспекцией. У оператора связи должны быть соответствующие лицензии Минсвязи России и ФАПСИ, а также сертификаты программных продуктов и телекоммуникационной инфраструктуры. Координаты операторов можно узнать на сайте Управления ФНС России по РХ www.r19.nalog.ru пройдя по ссылке"Специализированные операторы связи на территории Республики Хакасия".
Второй вопрос: безопасно ли сдавать отчётность в электронном виде по ТКС?
При направлении налоговой и бухгалтерской отчётности в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ) Использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) документа и СКЗИ обеспечивает сохранение конфиденциальности переписки, однозначность идентификации налогоплательщика, приславшего файлы отчетности, защиту файлов отчётности от несанкционированного исправления. Таким образом, передаваемая отчётность полностью защищена от внесения каких либо изменений. Прочесть файлы с документами может только налоговая инспекция, поскольку только она располагает ключами для расшифровки сообщений.
Подключение к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ. Прежде всего, это экономия рабочего времени. Отпадает необходимость посещения налоговой инспекции. Налогоплательщик может получать в электронном виде справку о состоянии расчётов с бюджетом, справку об исполнении обязанностей по уплате налогов, акт сверки расчётов по налогам и сборам и другую информацию. Представление бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по ТКС не требует дублирования данных документов на бумажных носителях. Система гарантирует оперативное обновление форматов представления информации в электронном виде. В случае изменения форм налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов или введения новых форм отчетности налогоплательщик до установленного срока представления отчетности автоматически получает возможность обновления новых версий форматов ее представления в электронном виде.
После отправки информации в налоговый орган налогоплательщику гарантировано получение подтверждения ее получения, имеющего в спорных ситуациях юридическую силу.
В конечном итоге выбор - сдавать отчетность через Интернет или нет - остается за налогоплательщиком. Однако уже сегодня по Республике Хакасия более 70% налогоплательщиков юридических лиц и более 50% индивидуальных предпринимателей с успехом пользуются современными технологиями, общаясь с налоговой по Интернету, так как это быстро, удобно и надежно.
Пресс-служба МИ ФНС России №2 по РХ